С 2014 года вместо аттестации рабочих мест нужно проводить специальную оценку условий труда

В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» на смену аттестации рабочих мест пришла специальная оценка условий труда. По результатам специальной оценки устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах.

Кто должен проводить специальную оценку  

Обязанность по проведению и финансированию специальной оценки лежит на работодателях. Это следует из статьи 212 ТК РФ и из части 1 статьи 8 Закона №426-ФЗ.Таким образом специальную оценку должны проводить все без исключения компании, а также ИП, принявшие на работу сотрудников.

Какие рабочие места подлежат специальной оценке

Существует ряд отличий между перечнем рабочих мест, которые подлежали аттестации и рабочими местами, которые подлежат специальной оценке. Так, аттестацию назначали только в отношении мест, где использовался ручной инструмент, оборудование, механизмы, машины, установки, устройства, аппараты и транспортные средства. Для специальной оценки подобные ограничения не установлены, её необходимо проводить независимо от наличия (либо отсутствия) вышеперечисленных  факторов.

Ещё одно отличие касается рабочих мест надомников и дистанционных работников. В Законе №426-ФЗ четко сказано: в отношении труда надомников и тех, кто трудится удаленно, специальную оценку проводить не нужно.

Как часто проводить специальную оценку

По общему правилу специальную оценку необходимо проводить не реже, чем один раз в пять лет. Если рабочее место было аттестовано, то специальную оценку можно назначить через пять лет после завершения аттестации. Специальную оценку необходимо проводить вне плана при вводе в эксплуатацию новых рабочих мест, при изменении технологического процесса, состава применяемых материалов и прочие нововведения, которые могут повлиять на уровень воздействия вредных и опасных производственных факторов. Также внеплановая спецоценка обязательна при несчастном случае на производстве или прфзаболевании, причиной которого послужили вредные или опасные условия труда.

Как начать специальную оценку

Чтобы начать специальную оценку условий труда, работодатель должен предпринять следующее: создать комиссию и заключить гражданско-правовой договор со сторонней организацией, которая специализируется на проведении спецоценки. В комиссию включаются представители работодателя, профсоюзные деятели, а также штатный или сторонний специалист по охране труда.  Если работодатель является субъектом малого предпринимательства, то в комиссию должен входить руководитель либо индивидуальный предприниматель. Возглавить комиссию должен представитель работодателя или сам работодатель.

Специальная оценка должна проводится компетентной организацией, прошедшей аккредитацию Росаккредитацией РФ и внесенной в  реестр организаций Минтруда России.

 

Проведение специальной оценки и оформление её результатов

В ходе специальной оценки эксперты сторонней организации исследуют рабочие места на наличие или отсутствие вредных и (или) опасных производственных факторов. Рабочие места, на которых выявлены подобные факторы,  подвергаются испытаниям и измерениям. По их итогам каждому рабочему месту присваивается класс условий труда. Всего таких классов четыре: оптимальный, допустимый, вредный и опасный. По окончании специальной оценки комиссия составляет отчет.

Далее работодатель должен ознакомить с отчетом каждого работника под роспись. Сделать это нужно  в течение 30 календарных дней с даты утверждения отчета. В этот же период сводные данные спецоценки необходимо разместить на официальном сайте компании (при его наличии).

Где используются результаты специальной оценки

В числе прочего, результаты спецоценки используются при заполнении формы 4-ФСС. На основании этих данных сотрудники Фонда социального страхования определяют, какой размер скидки или надбавки по взносам «на травматизм» нужно установить для того или иного страхователя.

Кроме того, результаты спецоценки служат основанием  для назначения дополнительных тарифов по взносам в ПФР. Из статьи 58.3  Федерального закона от 24.07.09 №212-ФЗ следует, что в зависимости от класса и подкласса значение тарифа может колебаться от 0 до 8 процентов.  (см. таблицу)

Значения дополнительных тарифов пенсионных взносов

Класс условий труда

Подкласс условий труда

Дополнительный тариф страхового взноса

Опасный

4

8,0 процента

Вредный

3.4

7,0 процента

3.3

6,0 процента

3.2

4,0 процента

3.1

2,0 процента

Допустимый

2

0,0 процента

Оптимальный

1

0,0 процента.

 

Чем грозит отказ от специальной оценки

Начиная с 2015 года в случае отказа от спецоценки инспекторы имеют право применять новую норму, а именно — статью 5.27.1 КоАП РФ. Величина штрафа будет составлять для должностных лиц и ИП от 5 000 до 10 000 руб., и для юридических лиц — от 60 000 до 80 000 руб. Предусмотрен и более мягкий вариант наказания — предупреждение. Если нарушение будет совершено повторно, размер санкции увеличится и составит для должностных лиц и ИП от 30 000 до 40 000 руб., для юридических лиц — от 100 000 руб. до 200 000 руб.. Вместо штрафа повторно провинившихся должностных лиц смогут дисквалифицировать на срок от одного года до трех лет, а деятельность ИП и организаций приостановить на срок до девяноста суток.

Если же на предприятии произошел несчастный случай, то отсутствие результатов спецоценки может служить доказательством вины работодателя. А если вина будет доказана, руководителя привлекут к уголовной ответственности по статье 143 УК РФ. Эта статья подразумевает наказание в виде штрафа в размере до 400 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода за период до восемнадцати месяцев. Есть и другой вариант наказания — исправительные работы на срок до двух лет, либо принудительные работы на срок до одного года, либо лишение свободы на срок до одного года. В случае смерти сотрудника руководителя могут лишить свободы, либо направить на принудительные работы на срок до четырех лет. А в случае смерти двух и более сотрудников руководителю грозит лишение свободы или принудительные работы на срок до пяти лет.

Раздел: